«Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить « Краткое руководство к красноречию » также написал по-русски.
На взгляд автора настоящей статьи, есть и очень многое, причем не только. Однако в первой части " Краткого руководства к красноречию " великий.
« Краткое руководство к красноречию » 1747 г. на первых порах ждала. знаменит не только как автор популярных стихов («Ода торжественная о.
Однако в рецензии автору предложили дополнить текст материалом из Написана была только 1-я часть « Краткое руководство к красноречию.
Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка была чрезвычайно
Первая риторика на русском языке. Краткое руководство к красноречию, : Книга перьвая, в которой содержится риторика показующая общия правила обоего красноречия, то есть оратории и поезии / Сочиненная в пользу любящих словесныя науки трудами Михайла Ломоносова…(СПб., 1791). "Устройством родного языка" Ломоносов занимался всю свою жизнь.
Риторические – «Краткое руководство к риторике в пользу любителей сладкоречия» и « Краткое руководство к красноречию » – были.
Доклад посвящен вопросу о том, как устроен барочный риторический трактат и что представляет собой риторическая теория как.
- Первая страница рукописи Краткое руководство к красноречию. 96. что таковые трудолюбивые люди не готовясь говорили публично прекрасные речи.
- Краткое руководство к красноречию, : Книга перьвая, в которой содержится риторика о широком образовании и громадной начитанности автора.
«КРАСНОРЕЧИЕ ЕСТЬ ИСКУССТВО О ВСЯКОЙ ДАННОЙ МАТЕРИИ КРАСНО ГОВОРИТЬ», – М.В. ЛОМОНОСОВ, «РИТОРИКА» Воробьева О.И. Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка была чрезвычайно значительна. Любовь к родному языку проявлялась во всех научных сочинениях ученого, который стремился сохранить национальные русские черты и живое образное слово, о чем свидетельствуют многие его сочинения и документы. «Устройством родного языка» М.В. Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь. До Ломоносова русский язык слишком мало привлекал к себе внимание как объект грамматического изучения. В допетровскую эпоху в качестве русского языка преподносился церковнославянский, а грамматические исследования этого времени были слишком незначительны. Ученый обратился к утверждению основных начал русской литературной речи («Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» 1744 г. и «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика», 1748 г.) и к нормативной деятельности в области русской грамматики («Российская грамматика» 1757 г.). Чуть позже он разработал учение о 3-х стилях русского литературного языка («Предисловие о пользе книг церковных» 1758 г.). До Ломоносова учебники по красноречию в России составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 г. Ломоносов написал "Краткое руководство к риторике" на русском языке. Работа Ломоносова была первым общедоступным руководством и помогла в дальнейшем, в конце XVIII–XIX вв. сформировать риторическую школу российской академии, а затем университетскую школу красноречия. Исследования по риторике того времени связаны с именами М.М. Сперанского, А.С. Никольского, Н.А. Энгельгардта, Ф.Ф. Зелинского и др. Первая русская риторика называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», была написана предположительно в 1743 г., однако этот вариант был отвергнут академиками – немцами. Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии» [3]. Но М.В. Ломоносов и свою вторую, «пространную», риторику «Краткое руководство к красноречию» также написал по-русски. Основной его труд – «Риторика» 1748 г., стала первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. 46 В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде Ломоносов выделил собственно риторику – учение о красноречии вообще; ораторию – наставление к сочинению речей в прозе; поэзию – наставление к сочинению поэтических произведений. «Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделил внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, изложил систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией. Для того чтобы быть хорошим оратором, надо владеть словом, знать приемы привлечения внимания слушателей. Качество лекции зависит от мастерства выступающего и от умения владеть аудиторией. Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику». «Риторика» Ломоносова – это объемный труд, где предлагаются риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; рекомендации по проведению публичных выступлений. Автор выделил основные требования, предъявляемые к публичной речи, указывая на то, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано, должно излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркнул необходимость тщательного отбора материала и правильного его расположения. Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению... К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук ». Ученый указал приемы словесного воздействия на слушателей, объяснил, как пробудить в них любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных построений. В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия. Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен» [4]. 47 логических Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов: «разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: примечать то место, где не прикрыто» [5]. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном, – подчеркивал Ломоносов. – Не надобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно». Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов исследовал украшения речи, которые состоят «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Это зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Рассматривая плавность течения речи, Ломоносов обращает внимание читателей на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждого звука и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый. Последняя, третья часть, называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». Современники, друзья и недруги, свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Враг ученого академик Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». Сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей [8]. Ломоносов был убежден, что русский язык так богат и гибок, что в нем всегда можно найти нужные и точные слова для обозначения любых понятий, и нам не стоит для этого обращаться к иностранным заимствованиям. В качестве иллюстрации ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, рассмотрим такой пример. Говоря 48 о необходимости приобретения знаний, о пользе учения, ученый показал, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. «Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?» [6]. Привлекает внимание доклад М.В. Ломоносова, который известен под названием: «Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года», он начинается следующим рассуждением: «Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит… Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств… Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает» [3]. «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки» [2]. Сочинение Ломоносова принесло ученому громкую славу и стало настольной книгой всех образованных читателей XVIII века. «Русский речевой идеал связан с именами многих выдающихся деятелей государства и культуры, среди которых наибольшую роль сыграл М.В. Ломоносов, написавший свое «Руководство», – отмечает Д.Н. Александров [1]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 16 с. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М.: Просвещение, 1992. 16 с. Там же, 62 с. Там же, 68 с. Там же, 70 с. 49 6. 7. 8. 9. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М.: Молодая гвардия, 1990. 47 с. Там же, 48 с. Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1955. 27 с. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Наука, 1988. 50
« Краткое руководство к красноречию. Книга пер- Автором оказался француз Дрё дю Радье. будущий статс-секретарь Екатерины II и автор « Па-.